Истории успеха

24.07.2018

Луковый бизнес в Кирове. Как это работает?

Директор компании «Зелёный ряд» Антон Кашин рассказал, как организовал бизнес по выращиванию и продаже зелёного лука и какие подводные камни ему попались на пути развития своего дела.

Вы наверняка никогда не задумывались, что можно зарабатывать приличные деньги на обычном зелёном луке. Директор компании «Зелёный ряд» Антон Кашин начал выращивать перо в маленькой теплице на своём участке. Сейчас его продукцию можно найти на прилавках почти всех магазинов в Кирове. Это седьмая история нашего проекта «Бизнес-истории», который мы делаем совместно с Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства.

В бизнес я ушёл с головой, не окончив «политех». У меня всегда было желание заниматься своим делом, и, раз уж так сошлись звёзды, решил всё поставить на кон. Выгонкой лука ещё в конце девяностых - начале нулевых начал заниматься мой отец. Он у меня учитель физкультуры, мама тоже педагог. В те времена бюджетникам было крайне тяжело прожить на официальную зарплату, поэтому родители искали источники дополнительного заработка. Отец выращивал лук на собственном участке, а потом продавал. Деньги получались небольшие, но в то время даже они нас выручали. Я ещё учился в школе, когда папа предложил помогать ему. Все деньги, которые я зарабатывал, мог забирать себе. Так постепенно я начал постигать азы этого бизнеса.

В 2005 году мы построили первую теплицу в Бурмакино. Отец брал кредит в банке, чтобы закупить необходимые материалы. Всё делали сами, потому что лишних денег не было. Мы вообще всегда жили по средствам. Пускали в бизнес то, что могли себе позволить, не больше. Когда я учился на третьем курсе факультета автоматизации машиностроения, я окончательно погрузился в производство и продажи и покончил с учёбой. О том, что бросил университет, ни разу не пожалел. Ну, по крайней мере, я бы точно не хотел возобновлять учёбу именно на этом факультете.

Каждый год мы старались удваивать объёмы производства. Первые несколько лет я помню как в тумане. Мы работали вдвоём с отцом и выполняли абсолютно все функции. Я был и фермером, и менеджером по продажам, и водителем. Не могу даже вспомнить, сколько мы выращивали, сколько конкретно зарабатывали, ведь у нас даже бухгалтера не было. Я понимал, что чистая прибыль есть, и продолжал работать дальше. Долгое время я даже не воспринимал выгонку лука как серьёзный бизнес. Но постепенно я увидел выгоды, новые горизонты и загорелся целью вывести дело на новый уровень. Тогда мы работали с розницей, сейчас львиная доля нашей продукции закупается оптовиками. Первыми нашими клиентами была сеть продуктовых магазинов «Красногорский», постепенно мы зашли и во все остальные кировские магазины.

Когда мы только начинали заниматься выгонкой лука, компаний, которые работали в этом же направлении, было не так уж и много. Сегодня ситуация куда сложнее. В Кирове на сегодняшний день работают 4 крупных производителя зелёного лука, есть ещё мелкие. А есть поставщики из других городов России, которые выращивают перо в несравнимо бОльших объёмах. Конкуренция серьёзная. Так как продукция у всех практически одинаковая по качеству, решающим фактором выбора для покупателей является цена. Торговые сети ищут самое интересное предложение и заключают договор с этим поставщиком. Рынок не поделён, и сотрудничество с магазинами плавающее. Сегодня ты можешь работать с сетью, а завтра придёт конкурент и вытеснит тебя. Но при этом даже в рамках одной полки в магазинах мы спокойно можем пересекаться с двумя-тремя нашими конкурентами.

На сегодняшний день в нашем производстве задействовано 8 теплиц общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Ежемесячно мы собираем 40 тонн зелёного лука. Из теплиц в Бурмакино мы поставляем перо на наше производство в Киров, где лук упаковывается вместе с укропом и петрушкой, которые мы закупаем отдельно. Гипотетически мы могли бы выращивать и петрушку, но это слишком затратно. Для этих целей нужны сотни гектаров. Их нужно отопить, осветить, полить. Плюс растёт петрушка куда медленнее.

С луком всё куда проще. Мы закупаем луковицы у российских фермеров из Ростова и Волгограда. Высаживаем их в теплицах. Для того, чтобы луковица пустила перья необходимого размера, необходимо в среднем 20 дней. После этого мы делаем новые посадки. Старый лук мы перерабатываем для компоста, который в дальнейшем используем в качестве удобрения на участках, не в теплицах.

Заработать на зелёном луке можно сколько угодно. Здесь нет какой-то конкретной вилки. Но многие начинающие предприниматели сильно заблуждаются, считая, что на этот товар всегда найдётся покупатель. Будете вы зарабатывать или нет - зависит от ваших навыков в продажах. Каждый решает, как ему лучше работать - с розницей или оптом. Во втором случае продукцию сбывать легче, в первом - можно больше заработать, но на постоянный поиск покупателей уходит уйма времени и нервов.

С каждым годом увеличивать прибыль всё сложнее. С началом кризиса даже о каких-то сверхприбыльных месяцах говорить не приходится. Хотя раньше стабильно перед Новым годом и в апреле выручка была очень большой. Сейчас рынок перенасыщен. Помню, в 2015 году у нас был хороший спрос и выгодная цена, по которой мы продавали продукцию. Тот год породил колоссальное количество производителей зелёного лука: люди поняли, что на этом можно заработать. Следующий год стал практически убыточным из-за того, что людям просто напросто не хватало каналов сбыта. Первыми, как и ожидалось, стали разоряться новички. Их погубил недостаток опыта.

Несмотря на высокую рентабельность, производство по выгонке лука требует постоянных вложений на обслуживание теплиц. Также нам периодически нужно закупаться луковицами. Для этих целей мы каждый год в преддверии осени, в сезон низких цен, берём займ до миллиона в Кировском областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства. Нас привлекает низкий процент годовых.

Елена Гущина, директор Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства:

- У предпринимателей, которые занимаются тепличным хозяйством, осенью как раз начинается высокий сезон. Тепличное хозяйство «Зелёный ряд» регулярно кредитуется в областном фонде поддержки предпринимательства для того, чтобы пополнить оборотные средства.

Кстати, теперь в фонде выросли суммы займов на эти цели. Если раньше бизнесмены могли взять максимум 1 миллион рублей, то теперь предпринимателям доступен займ до 2 миллионов рублей на пополнение оборотки. Ставка осталась прежней - 10% годовых. Мы приняли это решение по просьбам наших заёмщиков. Их бизнес растёт, поэтому предпринимателям нужно больше денег на закупку сырья и материалов.

Нам, безусловно, есть куда расти. Иногда я оглядываюсь назад и думаю: «Круто! Мы смогли увеличить производственные площади с одной маленькой теплицы до двух тысяч квадратным метров, мы смогли выйти на оптовые продажи». А затем я понимаю, что для российского рынка мы просто песчинка среди сотен таких же.


Возврат к списку