Истории успеха

24.07.2018

«Чтобы взять кредит, тебе нужно доказать, что он тебе не нужен». Директор Кировской областной типографии - о модернизации и вкладах в производство

Александр Журавлёв - о том, как ему удалось переделать советское предприятие в современное, и почему почти все материалы и техника для печати поставляются из-за границы.

Кировской областной типографии (сокращённо КОТ) более 200 лет. Спустя столько времени и при таком количестве конкурентов, она до сих пор является одним из ведущих региональных предприятий, предоставляющих полиграфические услуги. Александр Журавлёв руководит типографией последние десять лет и знает её, что называется, от «А» до «Я».

От учителя информатики до генерального директора типографии

Александр родился в Уржумском районе в селе Шурма. Жил, по его словам, как обычный советский мальчишка, а после окончания школы поступил в кировский педуниверситет на учителя физики и информатики. Но после вуза по специальности проработал всего два года - маленькие учительские зарплаты, тяжёлое время середины 90-х и появление ребёнка заставили Александра искать новый вид деятельности. Тогда он пошёл работать оператором ЭВМ и печатником в Кумёнскую типографию, которая, кстати, существует до сих пор.

- Там я получил свой первый опыт полиграфиста, изучил основы офсетной печати. Меня быстро приняли на работе, так как у меня было компьютерное образование, а в конце 90-х внедрялся новый способ офсетной печати и компьютерного набора. Я и ещё пара парней внедряли компьютерные технологии в офсетную печать, - отмечает наш герой.

В Кумёнах Александр Журавлёв проработал пять лет, а затем, как сам говорит, отправился на поиски себя. Сначала занял место печатника в одной из кировских типографий, затем системного администратора в пенсионном фонде. Но все дороги вели на прежнюю работу, только уже на другой пост. В 2003 году проводился конкурс на замещение должности директора Кумёнской типографии, которая затем стала подразделением Кировской областной типографии. Александр успешно его прошёл и стал руководителем предприятия, а ещё через пять лет - в 2008 году - занял пост директора Кировской областной типографии.

Изначально она была акционерным обществом и принадлежала государству, но уже в то время действовал закон о приватизации предприятий, которые не выполняют государственные функции. Александр нашёл инвестора - им стал предприниматель Павел Сырцев, который на тот момент возглавлял рекламное агентство «Дизайн-Экспресс». И они выкупили типографию, став совладельцами, а Журавлёв получил пост генерального директора.

Он признаётся, что все проблемы, с которыми он столкнулся на предприятии, ему уже были знакомы и о некоторых моментах вспоминать совсем не хочется. Но ключевым рычагом, который смог вывести типографию на новый уровень, стали сами работники и переход компании в разряд частных.

- У рабочих была апатия и тревога, на такое состояние повлияли задержки зарплаты и частая смена руководства. Но, в то же время, они хотели выкрутиться из той ситуации и жить лучше. Это состояние помогло нам в первый год, люди многим жертвовали, чтобы использовать шанс измениться, они работали очень ответственно и самоотверженно, и я очень им благодарен за это, - рассказывает Александр. - Мы быстро вышли из сложной этой ситуации - за год. Я пришёл в июле 2008 года и первые девять месяцев мы жили в статусе государственного предприятия, в апреле нужно было перекредитоваться в одном из крупных банков, тогда у нас была задолженность перед ним порядка 5 миллионов рублей. Тогда мы нашли инвестора, который закрыл долг и выкупил предприятие у государства, позволив типографии дальше жить.

В течение первых трёх лет типография полностью окупила инвестиции, которые были вложены.

«Одна из главных проблем - поставка достойных материалов»

С переходом типографии в статус частной структуры изменилось и её внутреннее устройство. Руководство предприятия отказалось от пережитков советского прошлого, например, были ликвидированы собственные столовая и некоторые аутсорсинговые услуги. Это позволило сократить рабочий и управленческий штат, не занятый на производстве, вследствие чего получилось снизить себестоимость продукции и повысить конкурентоспособность компании. Сокращение не коснулось только фельдшерского пункта, поскольку наличие собственного медика и своевременную медицинскую помощь для сотрудников Журавлёв до сих считает очень важным для предприятия.

Также предприятие за 10 лет было полностью модернизировано, а из всего советского оборудования осталась только пара станков, которые до сих пор отлично выполняют свою функцию.

- Было много всяких мелких моментов, которые нужны для правильного развития и функционирования предприятия, для вывода его на новый уровень. Нам нужно было соответствовать рынку: заказчики росли и нужно было за ними успевать, - объясняет директор Кировской областной типографии. - В самом начале я считал, что знаю, как действовать, чтобы типография стала успешной. Но спустя 10 лет работы здесь я осознаю, что это были заблуждения, и я вместе с предприятием многому учился. Поэтому в итоге всё получилось. Вспоминая, что было в 2008 году и сейчас - это два совершенно разных предприятия.

Директор предприятия без стеснения говорит, что Кировская областная типография в 2008 году была слабее конкурентов, но с шансами на изменение. Первые серьёзные инвестиции в материально-техническую базу компании были вложены в 2010 году. Типография приобрела современную печатную машину - основу полиграфии и начало производства. Она обошлась собственникам в 700 тысяч долларов, по актуальному на тот момент курсу это было почти 30 миллионов рублей.

- На первоначальном этапе были только кредиты, а сейчас мы используем и собственные оборотные средства. За прошлый год мы инвестировали в производство порядка 80 миллионов рублей, 50% из которых составили наши оборотные средства, - говорит Журавлёв. - Банковские кредиты – цивилизованный путь для привлечения дополнительных средств в развитие. У этого есть и плюсы, и определенные сложности. Недавно услышал ироничную фразу: «Чтобы взять кредит, тебе нужно доказать, что он тебе не нужен». Банки сильно дисконтируют (учитывают все риски и возможные потери), страхуя себя. И несмотря на то, что ты имеешь много, отдаешь в залог в два раза больше, чем хочешь приобрести, этого все равно иногда не хватает для получения кредита. В этом случае гарантийное кредитование Фонда поддержки предпринимательства позволяет преодолеть «последнюю милю», но тем не менее без этого могло ничего не состояться. У некоторых это вообще единственный путь не имея имущества, но имея репутацию получить возможность кредитования.

Благодаря покупке современной техники повысилась оперативность работы, снизилась себестоимость продукции и повысилось её качество. Сейчас типография занимается печатью газет, журналов, книг, различной рекламной и сувенирной продукции, а также производством картонной упаковки. Многие предприятия стали заказывать у КОТ печатную продукцию, в то время, как до этого предпочитали пользоваться полиграфическими услугами в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В 2010 году Кировская областная типография даже стала лауреатом премии международной книжной выставки-ярмарки за лучшую книгу, отпечатанную в России. Руководитель предприятия объясняет, что этот первый приз - как признание качества работы полиграфистов в книжном сегменте. Награду получили за книгу «Вятка на старинной открытке» в бархатном переплёте и кожаном футляре.

Сейчас типография продолжает модернизацию. В прошлом году предприятие запустило линию по разработке и печати картонной коробки. В Кировской области пока нет компании, которая твёрдо бы заняла свои позиции в этом сегменте, потому как обеспечить оптимальное соотношение цена-качество сложно.

- Сложность заключается в дефиците картона. В России картон для таких целей в нужных объемах не производится, хотя, по сути, древесину за границу привозят именно нашу. Вообще основные наши затраты - это материалы, зарплаты, а затем обслуживание кредитов. Практически все материалы, которые используются на предприятии, импортные. В России производят только обычную офсетную и мелованную бумагу, макулатурный картон, а вот дизайнерский и целлюлозный картон - только за границей, а это означает зависимость от курса валют. Одна из самых главных проблем - найти поставщиков достойных материалов, которые позволяли бы делать хорошую продукцию по небольшой себестоимости. Поставки материалов осуществляются почти ежедневно, - рассказывает Александр Журавлёв.

Современное оборудование очень недешевое, но надежное. Срок работы техники не меньше 10 лет. Всё оборудование импортное, обычно покупается производимое в Японии и Европе. Однако сам Александр признаётся, что одним из самых главных пазлов производства становятся специалисты.

- Сейчас в нашей команде менеджеры-технологи, управленцы, обслуживающий персонал и рабочие. Я знаю, как проходит производство продукции, конечно, не так, как все специалисты, но просто основы. Люди растут, у нас подрастает профессиональная молодежь, если пытаешься им что-то предложить и не продумываешь идею, то можешь получить не молчок, а обоснованный отпор, - говорит Александр Журавлёв. - У нас такие комплексы, на которых даже опытные сотрудники учились работать не одну неделю. Они проходят обучение на рабочих местах, а иногда в демо-центрах компании-поставщика, найти готового специалиста практически невозможно.

О конкуренции

Сейчас у Кировской областной типографии около десятка конкурентов в области, но сам руководитель признаётся, что сосуществуют они мирно:

- Мы можем обратиться к коллегам за какой-то продукцией, и они к нам. Например, у нас есть избыточные мощности по какому-либо направлению. Нашему конкуренту это нужно, мы обсуждаем цену и договариваемся о поставке. Мы, в свою очередь, отдаём на субподряд работы, например, производство некоторой сувенирной продукции или штампы для тиснения, потому что это не совсем наша специализация.


Возврат к списку